Школьная служба примирения (ШСП) – это команда учащихся и взрослых, которая в рамках школы (образовательной организации) организует и проводит восстановительные программы по случаям конфликтов и правонарушений, а также содействует распространению в школе культуры мирных, дружественных, ненасильственных (восстановительных) взаимоотношений.
Основной деятельностью службы примирения является проведение восстановительных программ. Под восстановительной программой понимается добровольная встреча участников конфликтной, проблемной или криминальной ситуации (медиация и др. программы) для ее мирного разрешения, ведущим которой выступает нейтральный посредник (медиатор). Восстановительная программа реализует базовые ценности и принципы восстановительного подхода (заглаживание вреда обидчиком, исцеление пострадавшего, налаживание взаимопонимания, участие сообщества и др.).
В МАОУ СОШ №3 в состав ШСП входят: руководитель (куратор школьников-волонтеров), педагоги, родители и волонтеры-медиаторы (учащиеся 8-10 классов в количестве 5 человек). Участие подростков в процедуре примирения необходимо для освоения учащимися навыков конструктивной коммуникации, проникновения идей восстановительной культуры в жизнь детского сообщества, преодоления насилия в отношениях между детьми, повышения безопасности и психологического комфорта детской школьной среды.
Куратор – человек, создающий службу примирения, пользующийся доверием учеников, готовый не менее одного учебного года управлять процессом становления службы. Именно к куратору в школе стекается информация о конфликтах. Куратор обязательно проходит подготовку в качестве медиатора (как минимум, базовый курс по восстановительной медиации), в своей деятельности руководствуется ценностями и стандартами восстановительной медиации и при работе со сложными случаями сам проводит медиацию (или вместе с медиаторами-школьниками).
Функции волонтеров:
- организуют и проводят восстановительные и профилактические программы, такие как: медиации, круги, конференции и др. (вместе со взрослым медиатором или самостоятельно);
- собирают и передают в службу информацию о случаях конфликтов среди детей, участвуют в выборе программ и в подготовке к работе по случаю;
- распространяют информацию о целях, задачах и результатах деятельности ШСП среди учащихся школы и других участников образовательного процесса;
- помогают в наборе и подготовке новых волонтеров, передают им свой опыт и знания; участвуют в конкурсах мастерства юных медиаторов;
- участвуют в аналитической, научно-исследовательской и творческой деятельности по тематике, связанной с восстановительным правосудием;
- представляют работу службы на школьных и внешкольных мероприятиях (районных, городских и др.);
- участвуют в документировании, количественном и качественном анализе программ и оценке эффективности деятельности ШСП в целом.