Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 г. № 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023, регистрационный № 73292).
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля.
Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
На данной странице размещены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий:
- 1) чтение текста вслух;
- 2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
- 3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
- 4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Итоговое собеседование в 2024/25 учебном году для выпускников 9-х классов всех школ пройдет во вторую среду февраля – 12 февраля 2025 года.
Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Для участников, получивших «незачет», пропустивших или не завершивших итоговое собеседование по уважительным причинам, будут предусмотрены дополнительные сроки сдачи 12 марта и 21 апреля 2025 года.
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты, само собеседование займет около 15 минут.
Задания итогового собеседования – 2025
№ |
Содержание задания |
Время на подготовку |
Время на ответ |
---|---|---|---|
1 |
Прочитать вслух небольшой текст |
2 минуты |
2 минуты |
2 |
Пересказать текст из задания 1 и дополнить его высказыванием |
2 минуты |
3 минуты |
3 |
Выбрать один из трех вариантов монолога:
|
1 минута |
3 минуты |
4 |
Поучаствовать в диалоге по теме задания 3 |
0 минут |
3 минуты |
Изменения в критериях оценивания – 2025
№ | 2025 год | 2024 год |
---|---|---|
1 | Максимальный балл за оценивание диалога – 3 балла | Максимальный балл за оценивание диалога – 2 балла |
2 | Ученик получит 1 балл за диалог, если даст развернутый ответ на один вопрос | При оценивании диалога за развернутый ответ на один вопрос ученик получал 0 баллов |
3 |
Изменили критерии оценивания грамотности речи. Вместо пяти оставили четыре критерия:
Исключили критерий «Богатство речи». Критерий «Соблюдение фактологической точности» переименовали. Теперь критерий называется «Фактическая точность речи» |
Грамотности речи оценивали по 5 критериям:
|
4 |
Речевые повторы оценят в рамках критерия «Соблюдение речевых норм» (Р3) |
Речевые повторы оценивали в рамках критерия «Богатство речи» (Р4) |
5 | Максимальный балл за грамотность речи – 7 баллов | Максимальный балл за грамотность речи – 8 баллов |
В проведении собеседования участвует экзаменатор-собеседник и один эксперт, оценивающий ответ. В качестве экспертов могут выступать только учителя русского языка и литературы. Эксперт оценивает выполнение заданий непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Во время ответа участника ведется аудиозапись.
Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающимся образовательных организаций Калининградской области необходимо подать заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстернам - в образовательную организацию по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования по русскому языку.
Срок подачи заявлений для участия в итоговом собеседовании по русскому языку на территории Калининградской области - не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового собеседования по русскому языку.
Места подачи заявлений для участия в итоговом собеседовании по русскому языку на территории Калининградской области:
-
для обучающихся – образовательные организации, в которых они осваивают образовательные программы основного общего образования;
-
для лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования (далее - экстерны) – образовательные организации, в которых реализуются имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, по выбору экстернов;
- образец заявления для участия в итоговом собеседовании по русскому языку в 9-х классах
- бланк согласия на обработку персональных данных
Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно- курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность итогового собеседования по русскому языку увеличивается на 30 минут.
В процессе проведения собеседования будет вестись видео и аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году следующие обучающиеся, экстерны:
- получившие по итоговому собеседованию по русскому языку неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
-
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07 ноября 2018 года № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 года, регистрационный № 52953)
-
Приказ Министерства образования Калининградской области от 09.01.2023 г. № 3/1 «О тренировочном мероприятии и проведению итогового собеседования по русскому языку в 9 классах общеобразовательных организаций в Калининградской области в 2023 году»
-
Приказ Комитета по образованию Калининградской области от 17.01.2023 г. № ПД-КпО-22 «О тренировочном мероприятии и проведению итогового собеседования по русскому языку в 9 классах общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию в 2023 году»
Памятки для учащихся:
Карточка «Здоровые и нездоровые способы преодолеть стресс»
Здоровые способы |
Нездоровые способы |
1. Проявлять физическую активность. 2. Общаться с друзьями, проводить время с семьей. 3. Делиться эмоциональным состоянием с близкими. 4. Обращаться за помощью к окружающим. 5. Выделять время для отдыха и прогулок. 6. Заниматься любимыми занятиями и хобби. 7. Выделять достаточное время для сна. 8. Соблюдать режим дня и правильное питание. 9. Ежедневно делать то, что доставляет удовольствие. 10. Проявлять чувство юмора. 11. Использовать техники релаксации и расслабления |
1. Употреблять энергетические напитки, никотин и алкоголь. 2. Заедать фастфудом и сладостями эмоциональное состояние. 3. Употреблять большое количество кофеина, газировки. 4. Проводить длительное время перед компьютером или телевизором. 5. Избегать близкого и доверительного общения с друзьями и семьей. 6. Откладывать дела на потом. 7. Эмоционально срываться на окружающих |
Карточка «Семь упражнений, чтобы справиться с волнением»
Упражнение № 1 «Ленивая кошечка»
Для чего: сосредоточиться на дыхании.
Как делать:
1. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка.
2. Почувствовать, как тянется тело.
3. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».
Упражнение № 2 «Задуй свечу»
Для чего: сосредоточиться на дыхании.
Как делать:
1. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха.
2. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».
Упражнение № 3 «Озорные щечки»
Для чего: расслабить мышцы лица.
Как делать:
1. Набрать воздух, сильно надувая щеки.
2. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки.
3. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются.
4. Затем расслабить щеки и губы.
Упражнение № 4 «Злюка успокоилась»
Для чего: расслабить мышцы лица.
Как делать:
1. Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы.
2. Рычать что есть сил.
3. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.
Упражнение № 5 «Любопытная Варвара»
Для чего: расслабить мышцы шеи.
Как делать:
1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
2. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по два раза в каждую сторону.
3. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
Упражнение № 6 «Лимон»
Для чего: расслабить мышцы рук и ног.
Как делать:
1. Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
2. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.
3. Затем бросить «лимон» и расслабить руку.
Упражнение № 7 «Палуба»
Для чего: расслабить мышцы рук и ног.
Как делать:
1. Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной.
2. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу. Выпрямиться. Расслабить ногу.
3. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться. Вдох-выдох.